Динамическое выделение памяти в C

Изучив указатели в языке Си, мы открыли для себя возможности динамического выделения памяти. Что это значит? Это значит то, что при динамическом выделении памяти, память резервируется не на этапе компиляции а на этапе выполнения программы. И это дает нам возможность выделять память более эффективно, в основном это касается массивов. С динамическим выделением память, нам нет необходимости заранее задавать размер массива, тем более, что не всегда известно, какой размер должен быть у массива. Далее рассмотрим каким же образом можно выделять память.

Выделение памяти в Си (функция malloc)

Функция malloc() определена в заголовочном файле stdlib.h, она используется для инициализации указателей необходимым объемом памяти. Память выделяется из сектора оперативной памяти доступного для любых программ, выполняемых на данной машине. Аргументом функции malloc() является количество байт памяти, которую необходимо выделить, возвращает функция — указатель на выделенный блок в памяти. Функция malloc() работает также как и любая другая функция, ничего нового.

Так как различные типы данных имеют разные требования к памяти, мы как-то должны научиться получить размер в байтах для данных разного типа. Например, нам нужен участок памяти под массив значений типа int — это один размер памяти, а если нам нужно выделить память под массив того же размера, но уже типа char — это другой размер. Поэтому нужно как-то вычислять размер памяти. Это может быть сделано с помощью операции sizeof(), которая принимает выражение и возвращает его размер. Например, sizeof(int) вернет количество байтов, необходимых для хранения значения типа int. Рассмотрим пример:

#include <stdlib.h>

int *ptrVar = malloc( sizeof(int) );

В этом примере, в строке 3 указателю ptrVar присваивается адрес на участок памяти, размер которого соответствует типу данных int. Автоматически, этот участок памяти становится недоступным для других программ. А это значит, что после того, как выделенная память станет ненужной, её нужно явно высвободить. Если же память не будет явно высвобождена, то по завершению работы программы, память так и не освободится для операционной системы, это называется утечкой памяти. Также можно определять размер выделяемой памяти, которую нужно выделить передавая пустой указатель, вот пример:

int *ptrVar = malloc( sizeof(*ptrVar ) );

Что здесь происходит? Операция sizeof(*ptrVar) оценит размер участка памяти, на который ссылается указатель. Так как ptrVar является указателем на участок памяти типа int, то sizeof() вернет размер целого числа. То есть, по сути, по первой части определения указателя, вычисляется размер для второй части. Так зачем же это нам надо? Это может понадобиться, если вдруг необходимо поменять определение указателя,  int, например, на float и тогда, нам не нужно менять тип данных в двух частях определения указателя. Достаточно будет того, что мы поменяем первую часть:

float *ptrVar = malloc( sizeof(*ptrVar) );

Как видите, в такой записи есть одна очень сильная сторона, мы не должны вызывать функцию malloc() с использованием sizeof(float). Вместо этого мы передали в malloc() указатель на тип float, в таком случае, размер выделяемой памяти автоматически определится сам!

Особенно это пригодится, если выделять память потребуется далеко от определения указателя:

float *ptrVar; 
/* .
   .
   .
сто строк кода  */
   .
   . 
   .
ptrVar = malloc( sizeof(*ptrVar) );

Если бы вы использовали конструкцию выделения памяти с операцией sizeof(), то вам бы пришлось находить в коде определение указателя, смотреть его тип данных и уже потом вы бы смогли правильно выделить  память.

Высвобождение выделенной памяти

Высвобождение памяти выполняется с помощью функции free(). Вот пример:

free( ptrVar );

После освобождения памяти, хорошей практикой является сброс указателя в нуль, то есть присвоить *ptrVar = 0. Если указателю присвоить 0, указатель становится нулевым, другими словами, он уже никуда не указывает. Всегда после высвобождения памяти, присваивайте указателю 0, в противном случае, даже после высвобождения памяти, указатель все равно на неё указывает, а значит вы случайно можете нанести вред другим программам, которые, возможно будут использовать эту память, но вы даже ничего об этом не узнаете и будете думать, что программа работает корректно.

P.S.: Всем, кто увлекается видеомонтажом может быть интересен этот редактор видео Windows 7. Видеоредактор называется Movavi, может кто-то уже с ним знаком или даже работал с ним. С помощью этой программы на русском языке, вы легко можете добавить видео с камеры, улучшить качество и наложить красивые видео эффекты.

Практика

К сожалению, для данной темы пока нет подходящих задач. Если у вас есть таковые на примете, отправте их по адресу: admin@cppstudio.com. Мы их опубликуем!

Автор: Marienko L.
Дата: 27.01.2014
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.